Геннадий Кононов - Тиль, или Мотивы Фландрии


Геннадий Кононов - филолог по образованию и поэт по призванию - двадцать лет писал в стол, не торопясь показать миру плоды своей работы. Первая полноценная книга стихов «На русских путях» вышла уже после его смерти. Геннадий Кононов ушёл в молодом возрасте от тяжёлой, изнуряющей болезни, не дожив трех месяцев до своего 45-летия. «Тиль...» - вторая попытка издать стихи Кононова и познакомить широкий круг любителей сложной литературы с мировоззрением поэта на стыке эпох. Один из близких друзей как-то назвал Геннадия в шутку «простым смертным тихоходом», который, «сам себе выточил крест и выплавил гвозди... Читайте и распинайте! А после... Как обычно, по тексту Священного Писания...».

Я гол, как ваша правда, я везде в бегах
на голой и стерильной, словно ад, земле.
Летят предохранители в моих мозгах,
и разум повисает на одной петле...
Геннадий Кононов

 «Тиль, или Мотивы Фландрии» - цикл стихов по мотивам книги Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах», который был написан Геннадием Кононовым по просьбе друга и псковского музыканта Вадима Андреева - как либретто предполагаемой рок-оперы «Тиль».
Тиль - собирательный герой средневековых нидерландских и немецких легенд, бродяга, плут и базарный жулик, который по ходу романа обретает себя, родину, любовь, и все связанные с этим переживания: ярость угнетённого, горечь потерь и свою, жизнеутверждающую, философию. Он становится искателем правды, защитником родной земли, воином, жаждущим справедливости. Дух бунтарства был близок Геннадию Кононову. Тиль привлекал своей творческой неуёмностью. В «Легенде...» много судьбоносных встреч и мистических метаморфоз, через призму которых преломляются сознание и поступки героев, восстанавливается подлинное отношение к вечным ценностям. Сам Геннадий называл этот процесс «перекидыванием монады», когда под давлением жизненных испытаний качества человека, доведённого до крайности, способны поменять вектор развития, вплоть до противоположности. Под впечатлением от «Легенды...» де Костера Геннадий написал к предполагаемой рок-опере около двух десятков стихотворений под общим названием «Тиль, или Мотивы Фландрии».
Оперы не получилось, ввиду того, что тексты не срослись в последовательно развивающееся драматическое действо - необходимое условие для оперного сценария. Лишь несколько стихотворений исполняются самостоятельно. Однако как поэтический цикл и авторское преломление полумистических событий он необычайно интересен для современников. Читатели обнаружат во многих срезах средневековья сходство и параллели с проблемами нашего дня, не случайно в описание средневековых картинок автор, не без иронии, вводит отнюдь не средневековые реалии.
Надеюсь, поклонники «Легенды об Уленшпигеле...» оценят новое поэтическое осмысление. Помните монолог Совы из Предисловия у де Костера? «Вы придумали другое объяснение: Ulen (вместо Ulieden) Spiegel - это, дескать, ваше зеркало, ваше, смерды и дворяне, управляемые и правящие, зеркало глупостей, нелепостей и преступлений целой эпохи»...

Людмила Исаева