Эх, мосты, мосточки…



Вот оно, творенье дерзкой мысли –
В жизнь осуществлённая мечта.
Человека выпуклые мышцы
Вижу в арках выгнутых моста:

Словно человек руками смело
Потянулся к синим берегам.
И летят составы, точно стрелы,

По его протянутым рукам.
                             
                                Борис Ткаля
 В Пскове около 19 мостов, больших и малых, старинных и новых, и самые известные из них соединяют берега Завеличья и Запсковья, у каждого из них своя история. Из общего числа мостов пять - пешеходные, в том числе три висячих: в Любятове, у деревень Козий Брод и Паневик. 

Мосты Пскова разрушались, разбирались, отстраивались вновь, восстанавливались, переносились и перестраивались. Сейчас они поражают жителей и гостей города разнообразием форм, конструкций и вариантов декора.

Первый стационарный мост в Пскове был сооружен через реку Пскову у Кремля. Точная дата его постройки неизвестна, но уже в XIV в. за местностью на правом берегу Псковы, напротив Рыбницкой башни закре­пилось название «Примостье». Веками здесь находилась переправа, соединяющая Торг с Запсковьем и его главной улицей - Званицей.
«В лето 1387, - сообщает псковская летопись, -   заложиша церковь Рождество святое камен­ная за стеною и мост поставиша новый на Пскове». В середине XIX в. в очередной раз воз­никла необходимость замены устаревшего мо­ста. Псковичи прослышали о том, что амери­канским инженером Тауном разработана ори­гинальная конструкция деревянного крытого моста, с успехом применявшаяся при наведе­нии переправ через пропасти. Удалось получить чертежи моста, на основании которых и были разработаны проект и смета его постройки в сумме 48413 руб. 19 коп. Эти документы были представлены на рассмотрение императору Николаю I и получили Высочайшее одобрение.
Работы по возведению нового моста были начаты 1 марта 1848 г., их осуществля­ла Псковская губернская строительная ко­миссия. В конце октября 1849 г. они были закончены, состоялись испытания моста, 30 октября он был освящен и по нему разреши­ли свободную езду.
За мостом закрепилось название «Американский», которое перешло и на набережную Псковы напротив Кремля.
В 90-х гг. XIX в. встал вопрос о про­кладке рельсового городового транспорта - трамвая, в том числе на Запсковье. Амери­канский мост ко всеобщему удивлению про­стоял без капитального ремонта 50 лет и был еще довольно крепким. Для обследования де­ревянного моста была создана комиссия, ко­торая пришла к выводу о необходимости его замены, так как может не выдержать нагру­зок при пуске трамвая. Под руководством городового архитектора Ф.Д. Нестурха мост был разобран, и вместо него был построен новый металлический арочный мост, движе­ние по которому открылось в 1899 г. Он получил название Троицкого.
12 октября1925 года решением Псковского губисполкома он был переименован в «Советский мост».
Мост сильно пост­радал в годы Великой Отечественной войны, но был восстановлен, а в 1960-е гг. заменен каменным, существующим поныне. Официальное название его остаётся прежним  - «Советский мост».
Впервые о суще­ствовании моста через Великую летопись упомянула под 1462 г.: «Того же лета пско­вичи помостиша мост через Великую». Мост наводили ежегодно после очищения реки ото льда. Так, в писцовых книгах 1685-1587 гг. отмечено: «Мост плавучий на Великой реке против Власьевских ворот и против Успенс­кой церкви был на городнях, строили его псковичи собою». Но хотя и строили пско­вичи мост сами и на свои средства, он счи­тался собственностью Великого князя и сда­вался на оброк мостовщикам из псковских посадских людей.
Под 1612 г. псковская летопись сооб­щает: «При том же воеводе Никите Вельями­нове Дмитриевиче от немец приходиша нем­цы, с русскими людьми под Псков и сташа за Великой рекой и псковичи многие в Вели­кой реке потонули, плавучий мост погряз».
Псковичи, спасаясь от врага, бросились на мост, но он не выдержал нагрузки и стал по­гружаться, а люди, нагруженные поклажей, оказались в воде и утонули. Псковский воевода при описании Рижской дороги в 1656 г. выразился так: «...От Пскова до7 7 Риги 270 верст, а ездят по живому мосту».
Для наведения моста толстые бревна вязали в плоты, соединявшиеся вместе толстыми канатами от берега до берега, на пло­ты укладывали настил и сооружали перила. Такой мост под тяжестью возов и волнами колыхался, как живой. Для надежности его крепили не только к береговым приколам, но и забрасывали на дно якоря. Бывали слу­чаи, что при ураганной погоде мост срывало и уносило в озеро. Плавучий мост называл­ся Великорецким.
Для решения вопроса о ремонте плаву­чего моста и о перевозках большая часть его отдавалась в содержание. Так, с 1761 г. Великорецкий мост находился на содержании прапорщика Сосина, который следил за его своевременным ремонтом, за что получал определенную договором сумму денег. От­ветственность за качество строительных ра­бот несли плотники, сооружавшие мост, и в случае разрушения моста по их вине они обязывались восстановить его за свой счет. Сред­ства на сооружение и наводку моста взыскивали с портовых и пограничных таможен, а также за счет пошлины, собираемой при про­даже вина (по указу 1750 г.). Великорецкий мост просуществовал до 1911 г.
В 1862 г. была открыта прошедшая через Псков железная дорога Санкт-Петербург - Варшава. При постройке ее было сооружено красивое двух-трехэтажное здание вокзала с крытым перроном, началось благоустройство прилегающей к нему территории: возвели депо, мастерские, склады и прочие служебные и технические помещения. В конце XIX в. возникла острая потребность в прокладке железной дороги в Прибалтику, вследствие чего было принято решение построить Псково-Рижскую железную дорогу. Работы по прокладке ее были начаты в 1886 г., одновременно от Пскова и от Риги.
Железнодорожный мост через Великую решено было строить в Выползовой слободе, за храмом Св. Никиты с поля. Срок воз­ведения моста определили в три года, а уже в июле 1886 г. приступили к подгото­вительным работам. Все металлические конструкции моста подрядился изготовить «Ме­таллический завод» в Санкт-Петербурге, а ра­ботами руководил инженер Фабр. В августе навели временный деревянный мост с рельсами для подвозки строительных материалов и деталей моста, для спуска на дно и возве­дения опор готовили кессоны. Глубина реки в месте сооружения моста доходила до трех саженей (более шести метров). Ведущиеся работы привлекали на берег Великой нема­ло любопытствующих псковичей.
14 сентября 1886 г. при торжественной закладке моста на дно опустили закладной камень с фамилиями руководителей стройки на металлической доске. Заведовал постройкой моста инженер С.В. Григорьев; сооружался мост по чертежам Д.И. Журавского и С.В. Карбеза. В апреле 1888 г. псковичи вновь стали частыми посетителями места стройки: они впервые наблюдали работу во­долазов, поднимавших со дна реки большие обтесаные камни, сорванные ледоходом с быков. Последние подферменные камни уло­жили в апреле-мае, а 20 мая приступили к склепке железных арок. Ровно через два ме­сяца, 20 июля прошла проба моста: три ло­комотива провели по нему 30 вагонов с кам­нем и песком для строящегося полотна доро­ги. После трех пробных проездов по мосту пошел четвертый поезд, на этот раз в Печеры, доставивший туда 200 солдат и 100 че­ловек рабочих с семьями и багажом. 2 августа был пущен до Печер первый пробный поезд, на который пригласили представителей псковского общества прокатиться в Печерский монастырь.
Торжество по случаю открытия Псково-Рижской железной дороги состоялось 22 июня 1889 г.
Судьба этого моста, как и других псковских мостов, была драматичной. Во время войны 1941-1945 гг. он дважды взры­вался: сначала отступающими войсками Красной Армии 8 июля 1941 г., а затем гитле­ровцами в июле 1944 г.
 Существующий ныне железнодорожный мост был восстановлен в сжатые сроки - с 26 июля по 3 августа 1944 г. Восстановили его бойцы 19-го отдель­ного мостового железнодорожного батальо­на под командованием майора В. Шагаева. Мост несколько отличается от своего пред­шественника формой арок, но находится на том же месте и по-прежнему носит название Рижского.
Отсутствие надежной переправы через Великую в черте города в XIX в. ощущалось все более остро. Наводимый ежегодно плавучий мост не отвечал возросшим требо­ваниям транспортного сообщения, к тому же он перекрывал Великую и мешал развитию судоходства.
Приехавший в ноябре 1881 г. из Гер­мании в Псков г. Келл (Келле) предложил свои услуги в постройке постоянного мос­та,10 но тогда сделка не состоялась. В декаб­ре 1887 г. вопрос о строительсте моста был поднят «Псковским городским листком». Но во весь голос о необходимости моста загово­рили после того, как стихией были снесены наплавной и временный деревянный мосты возле строящегося железнодорожного моста. Вопрос о постройке моста решался и у псков­ского губернатора, и в городской Думе, и в Санкт-Петербурге. В результате была создана комиссия по определению места постройки и способу займа средств на его сооружение.
Настойчиво добивался сооружения моста псковский губернатор А.В. Адлерберг; благодаря поддержке депутата Государ­ственного Совета от Псковской губернии С.М. Николаева прошел Закон об ассигно­вании 635 тыс. руб., и 22 марта 1908 г. импе­ратор Николай II утвердил его. Через шесть дней после этого Псковская городская дума на экстренном заседании ходатайствовала перед императором о наименовании моста в честь княгини Ольги Ольгинским.
И вот 14 июня 1909 г. состоялась тор­жественная закладка моста. Присутствова­ли при этом губернатор А.В. Адлерберг, вице-губернатор барон Н.Н. Медем, председатель городской думы А.А. Агапов и др. Строи­тельство осуществляла фирма инженера Лентовского из Санкт-Петербурга, конструкцию рассчитывал инженер Соколов.
Красавец-мост был готов в октябре 1911 г., и его ажурные арки и башенки орга­нично вписались в панораму города, укра­сив его. Торжественное открытие и освяще­ние моста состоялось 30 октября 1911 г. И хотя погода в тот день не баловала (шел дождь), народу на открытие пришло много.
Этому мосту выпала в дальнейшем тя­желая доля. 25 мая 1919 г. его взорвали oтступавшие под натиском белогвардейцев войска Красной Армии; восстановлен он был «Мост Красной Армии». 8 июля 1941 г. мост вновь был взорван отсту­пающими войсками Красной Армии, а в июле 1944 г. фашисты, уходя из Пскова, взорвали его снова. Вновь восстановленный, он про­стоял до 1969 г., когда был разобран и вмес­то него построен нынешний бетонный (осень 1970 г.). В настоящее время мосту возвращено историческое название - Ольгинский.
только в 1921 г., а в 1933 г., в ознаменование 6-й годовщины Красной Армии, ему присвоили название

Мосты через Великую
  • Мост Александра Невского (в створе улиц Юбилейной и Чудской; открыт 31 октября 1990 г.; 27 марта 1991 г. решением горисполкома ему присвоено имя Александра Невского).
  • Ольгинский мост (проект 1901 г.; инж. Соловьев Г. Н.; торжественно заложен 14 июня 1909 г.; освящен и открыт для движения 30 октября 1911 г.; официально именован «Ольгинским» 09 ноября 1911 г.; взорван красноармейцами 25 мая 1919 г.; восстановлен в феврале 1921 г.) — Красной Армии (переименован в феврале 1923 г.; взорван красноармейцами 08 июля 1941 г.; восстановлен сапёрами вермахта в 1942 г.; взорван немцами 22 июля 1944 г.; восстановлен 21 апреля 1945 г; демонтирован в 1969 г.) — Советской армии (1970 г., железобетонный; Ленгипротрансмост) — Ольгинский
  • Мост имени 50-летия Октября (открыт в октябре 1967 г.)
  • Рижский железнодорожный мост (Псково-Рижской ж. д. 14 сентября 1886 г. — торжественная закладка; 1888 г.; инж. Журавский Д. И., Кербедз С. В.; дважды взорван в Великую Отечественную войну: 8 июля 1941 г. советскими сапёрами, в июле 1944 г. отступающими немцами).
Мосты через Пскову
  • Троицкий мост (сперва деревянный, так наз. «Американский», 1849 г.; металлический, 1899 г.; 20 марта 1902 г. наименован Троицким; 12 октября 1925 г. переименован в Советский; заменен железобетонным 28 декабря 1950 г.)
  • Пешеходный мост в Бродах у церкви Богоявления с Запсковья
  • Кузнецкий мост (в створе улиц Кузнецкой и Индустриальной; капитальная реконструкция в 1981 г.).
  • Пешеходный мост в Красной Горке у костёла Пресвятой Троицы (связывая Каменный переулок в центре и Красногорскую улицу на Запсковье)
  • Инженерный мост (в створе Инженерной ул.; открыт в июле 1978 г.)
  • Железнодорожный мост через Пскову (однопутный, соединяет ж.д. станцию Берёзки с промзоной на Запсковье)
  • Пешеходный мост в Любятово у церкви Николы Чудотворца или Любятовской церкви (связывает район Любятово (Любятовскую улицу) с Запсковьем (улицу Новаторов))
  • Мост Северной объездной дороги Пскова (соединяет деревенские микрорайоны Пскова: Козий Брод на правом берегу и Лисьи Горки на левом; построен Мостоотрядом № 48, сдан в эксплуатацию в 2007 г.)
Так же в Пскове множество маленьких мостов и мостиков, каждый из которых красив и оригинален по-своему. Есть даже традиция, на свадьбу молодожёны вешают на перила мостика замок, а ключ кидают в речку, в знак своей вечной любви.

Избранные источники

Андреев, М.   "Берег левый, берег правый..." / М. Андреев // Псковские новости. - 2010. - 10 ноября (N 28). - С. 17. - (Фото на память).
Беляев, Д. На мосту, на Ольгинском... / Д. Беляев // Псковская правда (Псковская область). - 1997. - 9 сент.
Бобровская, Н. Берег левый, берег правый... / Н. Бобровская // Время – псковское. - 2007. - 3 мая. - С. 10.
Будумян, В. Ольгинский мост ждет перемен / В. Будумян // Псковская правда. - 1996. - 7 февр.
Будумян, В. Сто строк про... Ольгинский мост / В. Будумян // Псковская правда. - 1993. - 16 сент.
Будумян, В. И мосты "болеют" / В. Будумян // Псковская правда. - 1993. - 20 июля.
Воспоминания, документы, свидетельства // Псков. - 2003. - № 18. - С. 205-228.
Воспоминания, документы, свидетельства: [В период революции и гражданской войны (1917-1919гг.)] // Псков. - 2003. - № 18. - С. 205-228.
Город Псков и псковские засады // Сборник Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ). - М., 1913. - Т. 5: Писцовая книга по Пскову и его пригородам XVI в./ Г. И. Мещанин-Морозов, И. В. Дровнин. - С. 1-210.
Григорьева, О. Берег левый, берег правый / О. Григорьева // Псковская правда. - 2011. - 13 окт. (N 201). - C. 2.
Медников, М. М.  Из истории псковских мостов / М. М. Медников // Псков. - 2003. - № 18. - С. 147-155.
Медников, М. М. Из истории псковских мостов / М. М. Медников // Псковская школа. - 2002. - № 4. - С. 139-142.
Мы простимся на мосту... // Псковские новости. - 2010. - 29 сент. (N 22). - С. 28.
О наименовании и переименовании улиц и моста в г. Пскове : постановление N 204 от 9.07.99 г. // Новости Пскова. - 1999. - 2 авг.
Ольгинскому мосту - 95 лет // Новости Пскова. - 2006. - 10 нояб. - С. 4.
Советников, Д.   Большой мост : Возможность перебраться с одного берега Великой на другой во все времена была важна для жителей города / Д. Советников
// Псковские новости. - 2012. - 25 янв. (N 5). - С. 14.
Строительство железнодорожного моста в Пскове / [подгот.] Р. Королькова // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. - Псков, 2002. - Вып. 3. - С. 188-190.
Строительство Псково-Рижской дороги (1886-1888 гг.) // Из истории железных дорог Псковского края: сб. тр. сотрудников музея/ Пск. ж.-д. музей. - Псков, 2003. - С. 29-40. - Библиогр.: с. 40.
Течиев, А. И соединились берега / А. Течиев // Псковская правда. - 1975. - 20 июня.
Указ о постройке в городе Пскове по большим дорогам каменных мостов вместо деревянных [28 декабря 1776 г.] // Псков. - 2003. - № 18. - С. 156.
Филимонов, А.  Возрождение Ольгинского моста : [1920-е гг.] / А. Филимонов // Псковская правда (Псковская область). - 1999. - 12 марта.
Филимонов, А. В. Мосты / А. В. Филимонов // Филимонов А.В. Псков в 1920-1930-е годы: очерки социально-культурной жизни. - Псков, 2005. - С. 189-194. - Библиогр.: с. 194.
Челобитная пусторжевцев, служащих во Пскове, о том, чтобы мост в Заволочье строили стрельцы // Сборник Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ). - М., 1914. - Т. 6: Псков и его пригороды. Кн. 2. - С. 377-378.