Наталья Салтан

Наталья Ивановна Салтан окончила отделение искусствоведения исторического факультета Ленинградского университета. Более 30 лет работает в картинной галерее Псковского музея-заповедника, увлекается росписью круглых деревянных форм с 1993 г., резьбой по
дереву (куклы) - с 1999г. Темы работ - русская старина, патриархальный быт русской деревни и провинции, древний Псков.

С 1999г. входит в гильдию народных мастеров Псковской области по декоративно - прикладному искусству. Участвовала в отечественных и зарубежных выставках (Эстония, Финляндия).

О своём творчестве рассказывает так: «Однажды в моих руках оказалось выточенное на токарном станке деревянное яйцо. Привычная форма вдруг увиделась заново - как маленькая модель Земли с куполом неба, холмами, деревней, церквушками. Круг сюжетов определился сразу: некий идеализированный мир ушедшей в небытие Руси, с ее патриархальным укладом и старинными обычаями.

Позднее произошло следующее - купчихи, мужики, деревенские дети вышли из иллюзорного мира яичных росписей и пе­реместились в трёхмерное пространство, обрели объём и предстали в виде деревянных кукол. В отличие от неваляшек и традиционных матрешек, они стоят на собственных ногах и имеют вполне индивидуальные физиономии. В каждой из них я пытаюсь передать то, что называют «русской статью» и «русским характером».

Среди многих обстоятельств, ставших толчком к творчеству, главным была моя работа в музее, постоянное и близкое общение с музейными подлинниками, архитектурной стариной. Чего стоили, например, бесконечные хождения в Поганкины палаты, в том числе и ночные, в связи с капризами сигнализации! В конечном итоге накопившиеся впечатления однажды вырвались наружу.

Каждый раз, касаясь резцом чурбачка-заготовки, из которой может появиться новый персонаж, я не знаю, что (точнее - кто) получится в итоге, и лишь стараюсь угадать, что же скрывает в себе кусок березы, липы или ольхи. Нечто подобное, вероятно, чувствует наивный художник, опирающийся не на систему приемов и правил, а лишь на интуицию и безотчетную тягу к творчеству.

Мне довелось знать двух таких самобытных деревенских скульпторов - В.Дмитриева и М.Коппаса, держать в руках их работы, устраивать выставки. А после того, как их не стало - захотелось взять в руки резец и представить себя на их месте, хотя понимала, что преемственности получиться не может... А получилось нечто вроде сувениров. Впрочем, сувенир - это подарок на память ...